|
Драгоценный
обесцененный малыш. Повесть о
забытом прорыве советской авиации – от
состарившегося автора |
|
Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице
Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые
события. Справа – герой тех событий и автор этих строк. |
Часть 3, 1-е
издание, иллюстрированное (v1)
3. От любых гроз
придуманы зонтики
фото со страницы http://www.aviatrans.ru/jak42.html |
Почти от любых … Правда, и они защищают по-разному. К несчастью для конструктора Богомольца
(а теперь – и для всех в ещё большей
степени) – он
недавно перенёс инфаркт, т.е. браться за работу с большим нервным напряжением
(и с почти невыполнимыми задачами), хорошо знавшему прибор и самолёт, - было ни к чему[1]. |
|
А больше браться за эту разработку никто и не желал. Виданное ли дело: сделать
прибор в 10-30 раз точнее в тех же габаритах и весовых пропорциях[2]!? Если б можно было, - сделали бы сразу, много лет назад! Просто изменить редуктор и
счётчик, показывавшие пока высоту через 100 метров[3], – легко. Но редуктор, конечно, изменится и
"несколько" может увеличиться[4]. Раза в два. Редуктор может раздуть (за
доской) на сантиметр в правый бок. Корпус может вынужденно стать нестандартным
частью габарита. А это даст проблему при
международной сертификации ... Намного добавится
электроники, и прибор удлинится раза в два … Это сделает его нестойким к ударам от
шасси при посадке. То есть вообще не пригодным к использованию. Сместится
центр масс прибора, изменяя картину виброустойчивости и резонансов
приборной "доски". Никому не нужен уже
и этот набор новых проблем. Правда,
с этим тоже можно бороться. Например, прибор к приборной доске можно крепить
не только за лицевую панель, но и закрепив его на дополнительный кронштейн
или в кронштейн-салазки, поставленный с обратной стороны приборной доски. Но
вес этого кронштейна дополнительно разбалансирует приборную доску. Возможно,
что мне первому пришла и другая мысль: просто подвесить ПЗВЭ под высотомер. Высотомеры имели толстый длинный
корпус в виде квадратной трубы. Добавка ему 45 мм по высоте (например, под
брюхо) сделает его более устойчивым на приборной доске. А данные высоты и эшелона визуально сблизятся. У ПЗВЭ отпадёт необходимость в одной широкой стенке,
суммарный вес станет легче. Исчезнет и проблема в вибропрочностью
и виброустойчивостью ПЗВЭ. Сократится кабель
передачи данных с выcотомера на ПЗВЭ. Суммарный вес
станет ещё легче. Мне этот вариант очень нравился. Правда, возникнет прибор нестандартного
габарита и нестандартной компановки.
Возникнет проблема при сертификации, проблема переучивания экипажей. Но так ли они велики по
сравнению с выгодой? И, как мне казалось, огромное число приборов и
индикаторов на приборной доске когда-нибудь заставит всё это сливать,
объединять в комбинированные приборы, оставив их на доске по 6-8 на каждого
пилота. Несколько раз я буду потом
выносить это предложение, несколько раз его отвергнут мои командиры,
возможно, вообще не вынося его на обсуждение конструкторам самолётов и
лётчикам. Трудно
представить, что Барсуков будет сотрудничать с бригадой электромехаников в
создании такого гибрида. Но личный "неконтакт" не должен портить
самолёты? Но
главное, я пока вообще был далёк от какой-либо причастности к реальным работам
по обоим приборам. Я пока бесполезно философствовал
на чужую тему. Но ведь должны хотя
бы в 10 раз точнее стать не только прибор, а и вся цепь измерений и
вычислений[5]. Изменятся (увеличатся)
кабельные цепи (и их вес). А в приборе есть и своя
часть электроники, и дополнительный электронный блок, образующий систему ССВЭ[6] … А точность электроники
создаётся и обеспечивается не так, как точность механики … Это и точность номиналов радиоэлементов, и
необходимость их регулировки, и переходные сопротивления, и наводки сигналов,
и зависимости от температур … Может потребоваться
изменение всего набора (базы) радиоэлементов. А это
и новое время создания, испытаний, и неизвестные возможности сроков
согласования и поставок … Да,
конструкторам приборной "доски" и кабины ЯКа все выражали
сочувствие … |
||
Главный вход в ОКБ
им. Яковлева (DSCN4497_1.JPG) |
Самолёт уже был готов,
стоял на аэродроме в г. Ульяновске. Само КБ имени
Яковлева было в Москве, на Ленинградском проспекте, недалеко от метро
"Сокол". Т.е. соучастникам доработок легко было приехать к
одному столу и обо всём договориться … Но - о чём? Если бы можно было сделать
прибор хоть в 2 раза точнее в тех же
размерах, давно сделали бы Но чудес, которых
требовали, - не бывает … Все это понимали, и не хотели
"подставляться". Любое невыполнение задания – не просто грозит карой начальства и потерей
"перспектив личного роста"[7]. В конечном итоге – это не выход из общегосударственного
кризиса,
а только лишняя тяжёлая ответственность. Размер грозивших переделок
ставил и ещё один принципиальный вопрос: |
|
Вся прежняя техника была
"аналоговой", а перспективная - должна быть
"цифровой", т.е. понимающая и использующая компьютерные сигналы,
создающая их. Сохранить всё "как есть", - это потратить
силы, время и деньги на удержание техники в неперспективном виде. Это – обречёнка. А создание нового поколения приборов
и самолёта
никто ведь не поручал! Этого как раз требовали избежать! "Отсебятина"
(т.е. инициативное предложение разработки "снизу") тогда
была наказуема[8]. Если бы создатель и утвердитель Задания разбили его на этапы,
выделив из него само появление цифр счётчика с десятками метров, а
остальное – в более поздние этапы.
Но как раз создатель Задания понимал, что по действующим правилам каждый этап
мог превратиться в разрешённый тогда срок в 1,5 года. И суммарный срок затяжки всё равно принудил
бы к покупке Боингов, к переучиванию на них, к разрушению целостности
Аэрофлота и Авиапрома. И есть ещё один порог: когда командир зовёт в атаку,
он показывает личный пример, кидается в неё первым. Выполнять невыполнимое
задание не мог кинуться ни один из руководителей КБ и его
отделов … И назначить кого-то "козлом отпущения" – означало бы предлог уволиться и найти работу в другом
КБ. Т.е. – разогнать свои "кадры"
глупостью требований остающихся начальников. Каждый возможный кандидат на такое
предложение уже готовил себе "запасной аэродром" … Для
них-то это – один из "зонтиков" от
грозы. Но кризис в стране
это не решало. Заменить отдавшего глупое требование – из КБ не могли. Он был "выше"
и облечён правом приказывать, требовать! … Склонить его к изменению
своего требования – тоже ведь не
просто. Кто пойдёт? И ведь было Право на "так НАДО!". Я на себе несколько раз испытал простой аргумент: - Признай свою "никчёмность", и мы тебя
заменим. А главные никчёмные в этой ситуации – именно начальники! … Если никто не станет
рисковать конструкторами, то начнут менять начальников отделов и директоров
(главных конструкторов) КБ. Чехарда эта не вылечит кризис, но может его и
усилить! Впрочем,
каждый начальник думал не о кризисе, а о себе … Я не знал, конечно, что в других КБ были более
благоприятные условия. Например, КБ "Южное", возглавляемое
Янгелем, создавшее знаменитую ракету СС-80 (прозванную американцами
"Сатана"), имело традицию за спиной опытного конструктора - держать талантливого молодого конструктора. И это дало сильные результаты в начальной тяжбе СССР
против американской программы "звёздных войн". Но
те были ракетчиками, а мы – Авиапром, их "обмен
опытом" на нас не распространялся. Мне осталось только сожалеть об этом. Однако,
в Москве, под боком, в это время фантазёр-инициатор Лозино-Лозинский уже был
поставлен на проект Энергия-Буран, с которым меня свяжет скоро судьба, но с
самим Лозино-Лозинским не свяжет. В МПКБ "Восход" (особенно в его ТКО-5)
"старики" дублёров не воспитывали, а отгоняли подальше. Богомолец
как раз и был таким одиночкой. В рассказе "Капризный
новичок" есть описание начала моих попыток переделки этих отношений[9] … С Якубовичем мне повезло, но
ССВЭ Богомольца отдавать ему не собирались. Да и ему такой геморрой
был ни к чему. В те времена я был на самой низшей ступени
ИТР[10] – конструктором 3-й категории[11]. И совсем недавно пережил личный кризис, описанный в
повести "Капризный новичок". И он вспыхнул (и погас) вокруг достаточно малого
"серийного"[12] узла одного из приборов – электромагнитной муфты переключения[13] в приборных редукторах. Я и нажил-то его по своей инициативе[14]. А тут вокруг прибора ПЗВЭ системы ССВЭ назревал
кризис главных и ведущих конструкторов. Мне до должности
"ведущего" было ещё "топать и топать"[15] … Несмотря на появившуюся мою популярность среди
"комсы" (комсомольцев) и "прочей молоди", я даже не котировался в дирекции на роль
начинающего таланта … Кстати, только из-за моей
активности в КБ возник "Совет молодых специалистов",
руководить которым и поручили мне. По моей инициативе при комитете комсомола
КБ был создан "Комсомольский прожектор", который
впервые провёл рейды по административной бесхозяйственности. Это уже не
добавляло мне авторитета, а портило отношения с начальниками разных отделов.
Им не только мои рейды не нужны были, но и активность комсомольцев
тоже. Да и правила секретности были против такой активности. Если в комсомоле по
праздникам на концертах пели "Раньше думай о Родине, а потом – о себе!", то в реалиях служба в КБ выливалась только
в подчинение. Я это знал, но опять подумал
о Родине без благословения начальства. При выходе меня из
комсомольского возраста и из комсомола, обе организации
"самораспустились" к радости руководства КБ. Они держались на моих
инициативах и иного "стержня" среди "молодых
специалистов" КБ – не нашлось. Мог бы и я,
"перебесившись комсомолом", стать, наконец, "нормальным"
конструктором. Как
я-то мог вляпаться в эту ещё более грубую историю? Ведь зонтиков
от её неприятностей – не было! … |
||
к оглавлению \ К
продолжению (Размышлизмы перед самоубийством) \ Совет молодых специалистов
\ Комсомольский прожектор \ вибрация против трения
\ оперотряд \\ Видео-письмо
№4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К.
\ письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину
на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \ Видео-письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017
от Маленкова С.К. письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину
на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \\ использованные статьи: "Катюша"
на СТЗ-5-НАТИ \ к 1 стр. описания а.с. \ к стр. 2 а.с. \
"символ легальной советской
каторги" \ "Последний вкладыш"
\ История ракетной артиллерии \
калькулятор "Электроника
Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\ Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву (по теме "Бурана") \\ ИКАО \ НЛГС-1 \ НЛГС-2 \ ВНЛГСС \ НЛГС-3 \ ЕНЛГ-С \ Як-42 \ Ил-18 \ ИЛ-62 \ Ил-86 \ Вибрация против трения
\ История создания унифицированных редукторов и
приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки \ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор
\ 12. Единое "лицо" \\ Попытка создания др. унифицированных
элементов для приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели |
||
ã Фонд гражданских инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2020
ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!)
посетителей!
Наш адрес: 123458,
Москва, ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ Skype: uniqum53
E-mail:
fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые адреса
даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-01-2020fog
[16] Восточный административный округ
[1] После окончания этой истории конструктор Богомолец ещё работал в КБ, но дни его жизни наверняка
были дополнительно сокращены участием администрации КБ в решении многих шагов по данной
проблеме. Его уже нет в живых. И он не хотел писать дневник или мемуары. В 80-е годы это могло бы
добавить неприятностей из-за наших "обетов молчания" "первому" отделу (по вопросам секретов).
[2] Кроме сохранения веса надо было сохранить и центр тяжести прибора, чтобы не изменились параметры
его вибро-ударо-стойкости, вибро-ударо-стойкости системы приборов (с приборной доской…)
[3] Крутился барабан с цифрами сотен, а нули единиц и десятков были просто нарисованы на шкале. За ними
прятались колёса привода счётчика. Чтобы добавить барабан изменения разрядов в десятках метров,
надо было передвинуть и опору счётчика, и его привод. Барабан зависал у ручки вращения, на которой
требовалось делать переключаемый редуктор. Где? Места и так не было, а становилось ещё меньше!
На вращаемой рукой ручке должны быть "крупнозубые" колёса, требующие много места.
[4] Ступень редукции (пара валов с зубчатыми колёсами) обычно меняла отношение (оборотов или углов
поворота колёс) как 1 : 3-5. Для изменения 1 : 10 нужны две ступени. каждая понижает общую точность
передач. И увеличение коэффициента передач одной парой идёт с ухудшением точности. А с
уменьшением коридора отклонений требовалось увеличить и точность замеров, показаний, управления
в нём. Т.е. Требования и возможные результаты противоречили друг другу.
[5] Ещё в 1966 году в МПКБ была начата работа над цифровой системой воздушных сигналов. В 1969, 71
были испытаны макеты на интегральных схемах. В 72 были переделаны вычислитель и индикаторы
высотно-скоростных параметров. Но они не касались системы высоты эшелонов, и этой ССВЭ в
частности. А в 84 году появились цифровые системы второго поколения. Но – не ССВЭ! Это был рок
выбора и приказа.
[6] А точности электроники – со своими капризами. Там есть зависимость от температур, от "шумов" при
слабости сигналов", от электронных помех, от числа и качества применённых элементов… Набор всех
рисков может менять разброс точности в десятки и сотни раз! Жёсткий отбор и настройки увеличат
цену…
[7] Такое задание могли дать только ведущему конструктору, большинство из которых мало рассчитывает
подняться в начальники отдела, хотя бы. А понизить могли, и могли не дать потом подняться назад…
А это снижало зарплату и перспективы размера пенсии. Ведь в "ведущие" подымались обычно во
второй половине карьеры… А уменьшение достатка в семье с подросшими детьми, сами понимаете, -
катастрофа и детей, и родителей… Амбразуры для своих героев ставили не фашисты, а "свои"
чиновники…
[8] Забегая чуть вперёд, скажу, что уже когда мной почти решена была проблема, меня принудили
разрабатывать много худший прибор, принципиально принуждая использовать максимум деталей из
старого! Мне пришлось по личной инициативе делать сравнительный расчёт-анализ предлагаемой
мной конструкции и требуемой от меня. Мои цифры убедили, но это была победа запрещённой (и
наказуемой!) "отсебятины".
[9] Они привели к избранию меня в Совет Молодых специалистов и в его председатели, избранием в
Комитет Комсомола КБ и начальником контролёров и газеты "Комсомольский прожектор". Однако ж,
это только увеличивало возможности конфликтов с разными начальниками и службами КБ. Контроль и
критику (и их авторов) "не уважали"…
[10] Инженерно-технический работник
[11] Я был принят в КБ в 76 году старшим инженером, но аферистами кадров, бухгалтерии и дирекции
1 апреля 79 года незаконно мошеннически сброшен в 3 категорию якобы в соответствии с
Постановлением ЦК КПСС, СовМина СССР и ВЦСПС № 1058 от 24.12.76 г. средний показатель
благосостояния повышали добавление 5 рублей в оклад с снижением должности, которая многим была
менее дорога, чем реальная прибавка. Но желающим расти в должности этот сброс затруднял рост.
[12] Т.е. применяемого в серийно выпускаемых приборах (и самолётах), испытанного на надёжность.
[13] На этом примере я узнал, насколько кризисны и ответственны моменты механических переключений.
[14] Но я ту муфту всё же значительно улучшил, пережив бури разных эмоций.
[15] Пройти назначения во 2-ю и 1-ю категории. Но главное – годы и конкретные разработки необходимого
уровня сложности. А их-то могли и не давать, тем самым - тормозя рассмотрение на "повышение". При
таком регулировании собственные желания в карьерном росте не всегда эффективны, но вызывают
желания тебя "попридержать", проучить и т.п.